Алёна Кирцова. Справочник по цвету

Алёна Кирцова. Справочник по цвету
Даты 23 ноября 2006 — 14 января 2007
Адрес Stella Art Foundation
Мытная улица, д. 62
О выставке

Stella Art Foundation представляет новый цикл произведений одного из самых серьезных и тонких московских мастеров абстрактного искусства. Ученица легендарного художника Василия Ситникова, Алёна Кирцова начинала свою артистическую карьеру в андерграудном кругу середины 70-х. Перейдя вскоре от фигуративной манеры к абстракции, она сохранила внутреннюю непрерывность творчества на протяжении прошедших тридцати лет. Произведения Алёны Кирцовой находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк) и др.

Название нового проекта Алёны Кирцовой отсылает к труду авангардного художника и музыканта Михаила Матюшина и его учеников «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932). При этом, отдавая дань уважения колористической науке русского авангарда, Кирцова остается в своем искусстве прочно связанной с очень конкретными натурными впечатлениями и поиском цветовых эквивалентов для их выражения. Полтора десятка ее живописных холстов только на первый взгляд кажутся набором цветных горизонтальных полос. На деле они возникают как результат сложных пейзажных медитаций на общую тему земли, неба и их встреч на эфемерной линии горизонта. Эта линия то поднимается, то опускается, пульсирует, живет, всегда оставаясь только границей между небом и землей, высоким и низким, горним и дольним, и, наконец, двумя пространствами цвета.


Даже если все дали чисты и открыты к соединению моря-земли и воздуха-неба, им непросто найти живописное выражение. Невозможно автоматически перенести природные градации в картину, так же как невозможно механически перевести устную речь в письменный текст. В игру вступают сложные цветовые и фактурные качества самой краски, требуются бесконечная коррекция и гармонизация внешне простых «полосок». Художник использует живописные приемы цветовой и тональной перспективы, раскладывая пространства верха и низа на составляющие планы от теплого ближнего до холодного дальнего и наоборот. И только когда все сходится воедино и создается необходимый баланс разнообразных напряжений, картина — бывает, что внешне уже совсем несхожая с первоначальным импульсом — приходит к своему вероятному логичному завершению. И может оказаться, что нет в цветовых гаммах, играемых / живописуемых Алёной Кирцовой ничего абстрактного и неизменного, а есть универсальное личное.


Возможно, что произведения Кирцовой следует считать столько же пейзажами, сколько и психологическими (авто)портретами — кто разберет, чего больше на этой финальной грани. Есть только уровень индивидуального мастерства, который всякий раз наново проверяется при встрече — с природой, пространством, временем, вещью, живым существом.


Владимир Левашов